Институт лингвистики
Российский государственный гуманитарный университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере

 

Какие системы могут быть названы интеллектуальными?

К ответу на этот вопрос можно подходить с разных сторон.

Один возможный подход состоит в описании средств, которые должна применять система для решения своих задач. Но среди специалистов по искусственному интеллекту не существует единого мнения о том, какие средства считать интеллектуальными, а какие – нет.

Критерий, который мы будем применять, может быть назван прагматическим. Мы объявим программную систему интеллектуальной, если она решает задачи, для решения которых специалист должен напрячь свой интеллект. С точки зрения этого критерия интеллектуальной системой является Microsoft Word. Чего стоит лишь возможность автоматического порождения краткого изложения (команда Автореферат из меню Сервис) содержания текста на естественном языке.

Конечно, мы готовы к возможным обвинениям в бессодержательности. Однако вдумайтесь, для того, чтобы породить краткое изложение текста, придется понять его содержание, что, бесспорно, является высокоинтеллектуальной задачей.

Другой вопрос, является ли решение, предложенное Microsoft Word, удовлетворительным? Специалисты часто издеваются над системами подобного типа, придумывая ситуации, где такие системы порождают бессмысленные результаты. Однако большинство рядовых пользователей пользуется такими возможностями (например, проверкой правописания в Microsoft Word) часто без осознания скрытых за этой процедурой тонкостей. Если же Вы попытаетесь добавить незнакомое слово в словарь, то будете удивлены, узнав, что система имеет довольно глубокое представление о правилах склонения и спряжения слов в русском языке.

Примеры интеллектуальных систем

В области лингвистики таких систем уже достаточно много:

  1. Системы проверки грамматики и правописания при подготовке текстов.
  2. Системы распознавания текстов (Cuneform, FineReader).
  3. Системы распознавания речи (Горыныч).
  4. Поисковые системы в Internet, к которым можно обращаться с запросами на естественном языке (Апорт, Яндекс).

В области социологии превалируют качественные и статистические методы. Единственной интеллектуальной системой, известной автору, является система JSMsociology, создаваемая в ВИНИТИ РАН.

Интеллектуальные задачи из гуманитарных областей

Ниже мы приведем лишь задачи, которые нам известны. Если Вы способны предложить свою собственную задачу, пишите.

Филология (палеография):

На основании стилей вырезания букв на бересте восстановить время написания берестяной грамоты (см. [Зализняк, Янов]).

Средства для создания интеллектуальных систем

Описанные выше два определения интеллектуальных систем не являются противоречащими друг другу, как можно было подумать, а находятся в хорошем согласии друг с другом. Причина этого в том, что системы, созданные на основе «неинтеллектуальных» технологий, принципиально не могут удовлетворительно решать интеллектуальные задачи.

Каковы же те средства, которые сегодня используются для создания интеллектуальных систем. Эти технологии включают в себя:

·        Объяснения, основанные на правилах;

·        Деревья решений;

·        Байесовские сети решений;

·        Нечеткие логики и мягкие вычисления;

·        Индуктивное логическое программирование;

·        Правдоподобные рассуждения, основанные на сходстве;

·        Нейронные сети.

Где научиться интеллектуальным технологиям?

Для этого нужно

a.       получить хорошее теоретическое образование в области логики, теории вероятностей, дискретной математики;

b.      иметь возможность попрактиковаться в применении этих методов при создании прикладных интеллектуальных систем для решения задач из различных предметных областей.

Самый простой способ – поступить и успешно окончить отделение интеллектуальных систем (в гуманитарной сфере) Института лингвистики РГГУ. По окончании Вы получите диплом с квалификацией «Программист-аналитик интеллектуальных систем в гуманитарной сфере».

Мы Вас научим:

·        математической логике (курс проф. В.К. Финна и курс Д.П. Скворцова);

·        дискретной математике – в курсе проф. О.П. Кузнецова;

·        теории информационного поиска – в курсе проф. Д.Г. Лахути;

·        логическому программированию – в курсе проф. Е.М. Бениаминова;

·        теории вероятностей и математической статистики – в курсе доц. В.А. Янкова;

·        теории интеллектуальных систем – в курсе д.ф.-м.н. О.М. Аншакова.

Кроме того, Вы:

·        узнаете, что математика – это средство для построения моделей реальных ситуаций;

·        изучите прикладную алгебру;

·        изучите математический анализ на уровне, достаточном для понимания теории вероятностей;

·        получите возможность выучить сразу два(!) иностранных языка;

·        получите глубокое лингвистическое образование (фонетика, морфология, синтаксис, семантика).

В рамках совместного проекта РГГУ-ВИНИТИ студенты имеют возможность участвовать в создании реальных интеллектуальных систем для исследований в области социологии, обработки текстов, филологии, истории, права и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

Адрес: Москва 125267, Миусская пл. д. 6 (кор. 2).
Деканат: каб. 308, тел. (495) 250-65-60
Контакты; Схема проезда на сайте РГГУ

Институт лингвистики РГГУ, 2007