Институт лингвистики
Российский государственный гуманитарный университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере – специальность XXI века

Математические и экспериментальные методы в естествознании имеют многовековую историю и эффективную проверку в достижениях науки и техники. Гуманитарные дисциплины, в том числе социология, психология, антропология, юриспруденция, история и примыкающая к ним лингвистика, не имеют фундаментального логико-математического аппарата для представления знаний и данных, формализации рассуждений и порождения гипотез относительно изучаемых явлений.

Современные компьютерные технологии позволяют анализировать большие массивы данных (факты гуманитарных дисциплин), а это означает, что созданы методы компьютерного анализа данных и порождения гипотез о явлениях социальной жизни и естественных языков.

Создание и применение этих методов означает, что гуманитарные дисциплины становятся экспериментальными науками, имеющими техническое устройство для экспериментальных исследований – компьютер, оснащенный технологиями обработки данных (их анализа и порождения гипотез).

Применение точных методов в гуманитарных дисциплинах с использованием компьютера означает:

1.      создание формализаций гуманитарных знаний,

2.      создание и применение логических процедур – автоматизированных рассуждений (индуктивных обобщений фактов, выводов по аналогии, аргументации принимаемых решений, принятия гипотез посредством объяснений имеющихся фактов).

Но: представление знаний и фактов в компьютере (создание баз знаний и фактов), разработка средств проведения рассуждений (решатели задач), создание дружественного пользовательского интерфейса (обзор результатов, графика, диалог на естественном языке, научение работе с компьютерной системой) означает, что создана интеллектуальная система, имеющая следующую архитектуру:

(1)   база данных + база знаний,

(2)   решатель задач,

(3)   комфортный пользовательский интерфейс.

Таким образом, интеллектуальная система имитирует и усиливает интеллектуальную деятельность исследователя, управленца, врача, криминалиста, лингвиста, что является основной целью важного раздела компьютерной науки – искусственного интеллекта.

Поэтому интеллектуальные системы – основной продукт - искусственного интеллекта, необходимы для изучения социальных процессов, ибо без интеллектуальных систем гуманитарные дисциплины лишаются экспериментальных оснований. Однако применения интеллектуальных систем в гуманитарной сфере возможны лишь при создании кадрового корпуса специалистов – выпускников «Отделения интеллектуальных систем в гуманитарной сфере» РГГУ. Их солидная теоретическая и практическая подготовка основана на изучении целого ряда образовательных циклов:

1.      логико-математический цикл

-         математический анализ,

-         алгебра,

-         теория вероятностей и математическая статистика,

-         математическая логика,

-         теория алгоритмов,

-         дискретная математика,

-         элементы вычислительной математики,

-         математическая лингвистика,

-         аксиоматические системы и теория моделей,

-         логика интеллектуальных систем;

2.      программирование (все 5 лет обучения)

-         введение в методы программирования,

-         объектно-ориентированное программирование,

-         программирование в базах данных,

-         визуальное программирование,

-         логическое программирование;

3.      лингвистический цикл

-         морфология.

-         лексика,

-         анализ текста;

4.      информационные системы и проектирование информационных систем;

5.      интеллектуальные системы и методы искусственного интеллекта;

6.      два иностранных языка

-         английский,

-         другой европейский;

7.      гуманитарные дисциплины

-         социология,

-         психология,

-         история.

Специальность «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» фактически позволяет приобрести квалификацию «программист-аналитик компьютерных систем в гуманитарной сфере», что дает возможность нашим выпускникам работать в различных областях гуманитарных дисциплин, в которых применяются компьютерные системы, а именно:

a)      в компьютерной лингвистике,

b)      в социологии,

c)      в криминалистике,

d)      в управлении.

Важной сферой применения методов искусственного интеллекта являются информационные системы и интернет-технологии, интеллектуализация которых весьма актуальна, поэтому наши выпускники востребованы в компьютерных фирмах (например, многие из них работают в Яндексе и других фирмах, создающих продукты информационных технологий). Наши выпускники работают также программистами-аналитиками в Фонде общественного мнения и в других корпорациях, создающих экспертные системы.

По различным темам, связанным с интеллектуальными системами, кандидатские диссертации защитили 8 наших выпускников (при этом следует учесть, что преподавание интеллектуальных систем было начато лишь с середины 90-х годов).

Наши выпускники способны создавать комплексы программ для анализа текстов, разрабатывать архитектуру баз данных и баз знаний, разрабатывать методы автоматического анализа данных и знаний, принимать участие в коллективном производстве междисциплинарных интеллектуальных систем.

Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере – не мода, а настоятельная потребность современной компьютерной цивилизации, а потому специальность «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» – специальность XXI века. Она под силу каждому, кто готов трудиться, интересуется математическими дисциплинами и хочет использовать компьютер не только как средство для игр, но и как инструмент познания и успешной карьеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Адрес: Москва 125267, Миусская пл. д. 6 (кор. 2).
Деканат: каб. 308, тел. (495) 250-65-60
Контакты; Схема проезда на сайте РГГУ

Институт лингвистики РГГУ, 2007